Московский художник Герасимов Владимир Викторович родился в Москве 23 марта 1953 года.
Закончил художественно-графический факультет Московского пе- дагогического института, преподаватели Павлов В. Н, Унковский А. А. , Горелов И. Е. , Работал дизайнером в промышленности, руководителем изостудии, преподавателем живописи и рисунка. Состоит в ТСХР, МСХ. (более полная галерея работ на артресурсе https: //artnow. ru/ru/gallery/3/16. html
2025
&"Путь к Свету&". Выставочный зал Московского Союза художников (ул. Рождественка, д. 6/9/20, стр. 1/ул. Кузнецкий мост, 20/9/6, стр. 1), Московский Союз Художников, 25-29. 03. 2025
&"Весеннее настроение&". ДОМ НАЩОКИНА. Москва, Гагаринский пер. , дом4/1, ТСХ России, ТСХДПИ, 16-29. 03. 2025
2024 год
«Московский эстамп» «ГРАФИКА. СЕЗОН 2024». Выставочный зал Московского Союза художников (ул. Рождественка, д. 6/9/20, Кузнецкий мост, д. 20/9/6), Московский Союз Художников, 06-13. 12. 2024
&"ТЕРРИТОРИЯ ГРАФИКИ&". ТСХ России. Москвы «Музейно-выставочный центр «Тушино», 25. 10-10. 10. 2024
&"Вечных Ценностей мотив&". Москва, Государственный Кремлёвский Дворец. ТСХДПИ, куратор Чарская Л. Г. , 17. 10. 2024
&"ВСЁ О ЛЕТЕ&" межсекционная выставка Клуба «Творческие среды». Московский Союз Художников, Москва, Кузнецкий мост, 20. 22. 09-28. 09. 2024
«ЦЕЛЬ КОМПОЗИЦИИ - ОТ СХЕМЫ К ОБРАЗУ» «КЛУБ «ТВОРЧЕСКИЕ СРЕДЫ». Московский Союз Художников. Москва, выставочный зал Старосадский переулок, 5. 08. 06-14. 06. 2024
«Образ и Слово». Московский Союз Художников, Кузнецкий мост, 11. 10. 04-20. 04. 2024
&"СВОБОДА БЕСПРЕДМЕТНОГО&", Московский союз Художников, ФЛИГЕЛЬ, Москва, Старосадский переулок, 5. 14. 03-12. 04. 2024
&"По родной стране&", Московский Союз Художников, &"Клуб &"Творческие Среды&", Москва, выставочный зал Старосадский переулок, 5. 20. 01 -26. 01. 2024
2023 год
&"Московский эстамп&", Московский Союз Художников, выставочные залы Кузнецкий мост, 20; 03-14. 12. 2023
«Территория графики. Две столицы», Творческий Союз Художников России, музейно-выставочный зал галерея &"Тушино&", улица Яна Райниса 19, 29. 09. -15. 10. 2023
&"Актуальная тема&", Клуб &"Творческие среды&". Московский Союз Художников, выставочный зал: Москва, Старосадский переулок, 5. 14-25. 08. 2023
&"Июнь 2023&", Клуб &"Творческие среды&". Московский Союз Художников, выставочный зал: Москва, Старосадский переулок, 5. 05-16. 06. 2023
&"В центре внимания художника&", &"Клуб &"Творческие среды&". Московский Союз Художников, выставочный зал: Москва, Кузнецкий мост, 20. 23-27. 05. 2023
2022 год
30 лет Объединению Московский Эстамп, Московский Союз Художников, выставочный зал: Москва, Кузнецкий мост, 20. 09-16 декабря , 2022
«Московские истории», Творческий Союз Художников Декоративно-прикладного Искусства. Москва, Дом Нащокина (охрана памятников истории и культуры), 19. 10-03. 11. 2022.
«Образы Святой Руси», Москва, выставочный зал храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, 09. 10. 2022-09. 11. 2022 (по благословению отца настоятеля)
«Москва-2022», приуроченной ко Дню Города в год 875-летия столицы. Творческий Союз художников России и Ренова Лаб. Москва, Инновационный центр «Сколково», ул. Сикорского, д. 11, 19. 08-20. 09. 2022
2021 год
&"Роди меня, мама! &" онлайн-выставка на АртКонтракте, МОСХ России, (куратор Татьяна Аганина), с 19. 11. 2021
&"Художники за работой&", онлайн-конкурс журнала Арт-агент, 14-30. 04. 2022 г.
&"Дышу Москвой&" Персональная выставка. Москва, библиотека имени А. А. Платонова, 17. 03. -30. 04. 2022 г.
«Зиму провожаем - весну встречаем», Союз Художников России, Московское отделение, Творческий Союз Художников России, Творческий союз художников декоративно-прикладного искусства, 10-26 февраля, 2022 г. , Москва, Беговая, 7
«ВРЕМЯ АНГЕЛОВ», мастерская ЛЕГА , Москва, Нижний Кисловский переулок, 3 стр. 1, 17-23 декабря 2021
«ГРАФИКА», Московский Союз Художников. Москва, Кузнецкий Мост 20, 02-11. 12. 2021
«МЫ-ПЛАНЕТА-ВСЕЛЕННАЯ», Международный мультимедийный выставочный проект ТСХ России, секция «ТЕТРА-АРТ», Москва, Музейно-выставочный центр &"Тушино&", 09-25. 04. 2021
«Московское метро в русском искусстве» (КАРТИНЫ) онлайн, 30 ЯНВАРЯ 2021, Russia Beyond
&"Сезон 2020&", выставка объединения &"Московский эстамп&" Московский Союз Художников, Москва, Кузнецкий Мост, 20, 19-28. 01. 2021
«ДРУГАЯ РЕАЛЬНОСТЬ» онлайн-выставка на АртКонтракте &" Первый Всероссийский эко-арт фестиваль интеллектуального искусства , 15. 04. 2020 - 20. 03. 2021
&"Романтика зимы&" онлайн-выставка, Творческий Союз Художников России, Московский дом национальностей и Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (Юридический факультет) 24. 12. 2020-21. 01. 2021
ВРЕМЯ, ВПЕРЕД! ФЕСТИВАЛЬ ПОЗИТИВНОГО ИДЕЙНОГО ИСКУССТВА (3 сезон) онлайн-выставка, Московское Отделение Союза Художников России, Москва, Осенний бульвар, дом 23, 06-11. 2021
2020 год
&"Москва и москвичи&", Московское Отделение Союза Художников России, Москва, ул. Беговая, 7, 03. 09 -18. 09. 2020
&"Москва и москвичи&", онлайн-выставка АртКонтракт, Московское отделение Союза художников России, 27. 07. 2020 - 18. 09. 2020
Москва, ул. Беговая, д. 7
&"Оптина Пустынь&" Персональная онлайн-выставка АртКонтракт, Московское отделение Союза художников России, 02. 05. 2020 - 01. 01. 2025 (куратор Сергей Кожуховский)
«Золотое кольцо России» онлайн-выставка из серии выставочных проектов «Прекрасная Россия», АртКонтракт, Московское отделение Союза художников России, 27. 04. 2020 - 01. 01. 2025
#CкороБиеннале2020 | #SoonBiennale2020. 18+, Международная Онлайн выставка, АртКонтракт, Московское отделение Союза художников России, 13. 04. 2020 - 01. 10. 2020
«Москва! Какой огромный странноприимный дом! », Alpert Gallery и Творческий Союз художников России. Москва, ул. Красноказарменная, 3, 20. 02 -12. 03. 2020
&"Малая Грузинская 28. ХХ век&" Культурный Центр МОСКВИЧ (Департамент культуры г. Москвы) 13. 01. -01. 02. 2020
2019 год
&"ХУДОЖНИК И МИР&" выставка объединения &"Московский эстамп&" Московский Союз Художников, Москва, Кузнецкий Мост 20, 07 -14. 11. 2019
«Новая Москва. Москва – прорыв в будущее», Московское отделение Союза художников России, Москва, ул. Беговая, 7, 29. 08 -13. 09. 2019
&"Москва любовь моя&", Московский Союз Художников, зал Московского Дома художника, Москва, Кузнецкий Мост, д. 11, 28. 08-08. 09. 2019
&"Поэзия живописи&", Москва, Музей Серебряного века, Творческий Союз Художников России, 05. 04-25. 04. 2019
&"Образ и слово&", Московский Союз Художников, Москва, Кузнецкий Мост, 11, 16. 01-27. 01. 2019 г.
«Рождество Христово на Беговой – 2019», Московское отделение Союза художников России, Москва, ул. Беговая, 7, 27. 12. 2018 - 11. 01. 2019 г.
&"Пространство листа&", Москва, Кузнецкий мост, 20, Московский Союз Художников, 16-24. 11. 2018 г.
«Мир детства», Московский Союз Художников, Департамент культуры города Москвы, Москва, Центральный Дом Художников, Москва, Крымский вал, 10, 05. 11-21. 11. 2018 г.
2018 год
«Художники-Москве». Московское отделение Союза художников России, Москва, ул. Беговая, 7, 30. 08. -14. 09. 2018 г.
&"Хамовники, прекрасные Хамовники…&", Москва, Пречистенка, 11/8, Государственный музей Л. Н. Толстого (ГМТ), 19. 05-09. 09. 2018 г.
&"Связь времен&", Москва, Старосадский переулок, д. 5, Московский Союз Художников, ОМЭ, 26. 03-31. 03. 2018 г.
«Рождество в Дмитрове», город Дмитров, Музейно-выставочный комплекс Музея-заповедника «Дмитровский кремль», Творческий Союз Художников России, 01. 12. 2017-15. 01. 2018 г.
2017 год
&"Человек. Современная среда ХХI век. Абстракция&", Клуб Творческие среды у Н. С. Богородской, Москва, Центральный Дом Художников , Москва, Крымский вал, 10. 01. 11-22. 11, 2017 г.
&" Моя Москва, 870 лет&" персональная выставка, Усадьба Влахернское-Кузьминки , Москва, Музейное объединение «Музей Москвы», 09. 09 -01. 11. 2017 г.
«О МОСКВЕ с любовью», посвященной Дню Города. Москве 870! , ГБУК города Москвы «Музей «Садовое кольцо», Творческий Союз Художников России 01. 09-20. 09. 2017 г.
«Москва и москвичи», выставочный зал на Беговой 7, Москва, МОСХ, 31. 08-16. 09. 2017 г.
«ArtNow. ru - 14 лет в искусстве! » Москва, Центральный Дом Художников, Москва, Крымский вал, 10, 20. 04-09. 05. 2017г.
&"Портрет и Абстракция&", Клуб Творческие среды у Н. С. Богородской, Москва, Центральный Дом Художников, 01. 03-12. 03, 2017 г.
«Пресненский архитектурный пейзаж», персональная выставка Москва, в здании Управы Пресня Шмитовский проезд, 2, 26. 08. 2016 г. - 31. 05. 2017 г.
&"Рождество на Беговой&". Московское отделение Союза художников России, Москва, ул. Беговая 7, 29. 12. 2016 г. -13. 01 2017 г.
2016 год
«Творчество», Москва, Кузнецкий мост 20, Московский Союз Художников, 08. 11 -16. 11. 2016 г.
«По итогам летнего пленэра», Историко-художественный музей, город Королёв (Московская обл. ), ул. Тихонравова 23, ТСХ России, 15. 10 -15. 11. 2016 г.
«Женщины и цветы», Культурный Центр « Галерея на Новинском », Москва, Новинский бульвар 13, 08 – 24. 10. 2016 г.
«Москва и москвичи», Московское отделение Союза художников России, Москва, ул. Беговая, 7, 2. 09. -16. 09. 2016 г.
«К тайнам Вселенной», к 55-летию полета Юрия Гагарина в космос, Историко-художественный музей г. Королев (Московская обл. ), Творческий Союз Художников России, 09. 04 - 30. 05. 2016 г.
«Рождество на Беговой». Московское отделение Союза художников России, Москва, ул. Беговая, 7 12. 2015 г. - 09. 01. 2016 г.
2015 год
«Работы 2014 г. -2015г. », Клуб Творческие среды у Богородской Н. С. , Москва, Центральный Дом Художников, , 02-13. 12. 2015 г.
«260 –лет Московскому Государственному Университету», юридический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, 14. 10. -25. 12. 2015 г.
«…В сердце моем не гаснут слова признания Вам в любви, моя Москва…» персональная выставка живописи. Москва, Дом русского зарубежья им. А. Солженицына. 03. 09-30. 10. 2015 г
«Москва и москвичи». Московское отделение Союза художников России, ул. Беговая, 7, 03. 09-19. 09. 2015 г.
«Новое о былом и простое о вечном» персональная выставка живописи, Театральный салон, Тверской бульвар, Доме-музей М. Н. Ермоловой (в пространстве Театрального музея им. А. А. Бахрушина), Москва, 29. 08-13. 11. 2015 г.
«Искусство сегодня «Художник в интерьере». Московское отделение Союза художников России, Москва, ул. Беговая, 7, 04. 06 -18. 06. 2015 г.
«Реальность, символ, вечность…», персональная выставка живописи Москва, Галерея Международного Университета, 31. 03 -17. 04. 2015г
«Удивительный мир символов Герасимова Владимира», персональная выставка живописи Москва, Творческий Союз Художников России. Москва, Лаврушинский 15, (куратор Лиховцева А. В. ) 26. 01 - 4. 02. 2015 г.
2014 год
«Рождество на Беговой». Москва, МОСХ России, ул. Беговая, 7, 25. 12. 2014г. -11. 01. 2015 г.
«Работы 2013 г. -2014 г. ». Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, Клуб Творческие среды у Богородской Н. С. , Москва, Центральный Дом Художника, 05. 11 -22. 11. 2014 г.
«Дышу Москвой», персональная выставка живописи и графики, посвященная Дню города. Москва, Галерея Паломнического Центра Московского Патриархата, 6. 09 -25. 09. 2014 г.
«Там, где одни видят абстракцию, другие видят истину», персональная выставка живописи и графики Москва, выставочный зал «Творчество», ул. Таганская31/22, 31. 01. 2014 г. -15. 02. 2014 г.
«Искусство сегодня 2014», «Религиозные сюжеты в современном искусстве». Москва, выставочный зал на Беговой 7, Творческий Союз Художников России, Московское отделение Союза художников России, 06. 2014 г.
«ARS LONGA-2014», Творческий Союз Художников России, ГБУК города Москвы «Музейно-выставочный центр «Тушино», 09. 2014 г
«Весеннее настроение». Гостиный Двор, Творческий Союз Художников России, Москва, ул. Ильинка, 4 04. 2014 г.
2013 год
«Немецкая архитектура Москвы» персональная выставка живописи в Российско-Немецком Доме. Москва, ул. Малая Пироговская, 5, 12. 2013 г. - 01. 2014 г.
«Все о женщине» Клуб Творческие среды у Богородской Н. С. , Москва, Центральный Дом Художников, 03. 2013
Персональная выставка «Я здесь! Да здравствует, Москва! ». Москва, МДН, ул. Н. Басманная 4, 09. 2013 г.
2012 год
«На семи холмах». Москва, выставочный зал «Творчество», ул. Таганская 31/22, август 2012 г.
«Наша Победа-наш Мир», галерея Artnow. ru, Арт-Тишинка. Москва, Тишинская площадь, 1, 01. 05. 2010 г
1997 год
&" Московский пейзаж&", к 850-летию Москвы, Дом Культуры ГУВД, 1997 г. (куратор Сорочинская Л. В. )
1987 год
«150-летие железных дорог страны», Москва, Старосадский переулок, 5, 11. 1987 г.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Мой старый дворик - край целебный -
Останусь я навечно твой.
Столовый, Скатертный и Хлебный
Мой Мир, хрустальный и живой
Барышев А. С.
Сегодня в многоликой и ультрасовременной столице практически невозможно отыскать дореволюционные постройки, создавшие неповторимый и самобытный образ Старой Москвы. Большинство из старых домов навсегда стало историей, некоторые же постройки остались, притаившись между выросшими как грибы огромными небоскребами. Отыскать их и успеть запечатлеть на своих картинах исчезающие московские дворики поставил своей задачей художник Владимир Герасимов. Отчетом о проделанной многолетней работе стала персональная выставка мастера, приуроченная к дню города.
На экспозиции, организованной при поддержке Паломнического Центра в галерее гостиницы «Университетская», наряду с последними работами художник впервые представил на суд зрителя серию графических работ, посвященную Старой Москве.
Столица Владимира Герасимова – не карнавальная Москва с множеством неоновых витрин, а потертая и местами облупившаяся, дышащая историей и любимая москвичами Первопрестольная. Особенно любима сердцу автора Таганка, домики которой Владимир запечатлел в своих работах ни раз. На каждом рисунке художник воспроизводит типичные уголки Таганки времен старой Москвы – ее особнячки и церквушки, заросшие зеленой травой дворики, в которых еще царит неторопливый уклад жизни города прошлого века. Таганка для Владимира всегда характеризуется архитектурой городского кирпича с элементами псевдоготики.
Не обошел вниманием художник и редкий для архитектуры Москвы стиль бозар, выдающимся памятником которого являются Сандуновские бани, так любимые Чеховым. Чарующими домиками в стиле модерн предстает перед глазами зрителя Хлебный переулок. Большую ценность представляют собой Хохловский и Крапивинский переулки, которые Владимир сумел запечатлеть еще до реставрации.
Каждая картина художника обладает своим настроением и каменными «героями». Рядом с покосившимися сараями, колодцем и заборами зрителю предстают открытые автором в закоулках Москвы старинные особнячки и стройные храмы. С легкой руки мастера легко взлетают вверх кружевные колокольни, блестят в лучах солнца купола церквей.
Московские улочки и дворы Владимира Герасимова, выполненные в цвете, наполнены яркими красками цветов на фоне природного камня, деревянных дверей и небольших окон. Все это придает московским дворикам уют и вносит умиротворение.
Часто обращается художник к Покровке, где, казалось бы, чудом ему и сегодня удается отыскать элементы Старой Москвы. В работах, посвященных Покровке, Владимир часто обращается к поискам переходов холодного и теплого, тончайшие нюансы которых автор умело передает в своих произведениях.
Целую серию работ художник посветил московским памятникам немецкой архитектуры, изобразив на своих картинах бессмертные постройки Федора Осиповича Шехтеля и Константина Андреевича Тона. Строения архитекторов замечательны в конструктивном отношении, возможно, от них слегка веет холодностью, но тем ни менее они пронизаны русско-византийским стилем, напоминающем москвичам об огромном духовном богатстве их родной земли.
Отдельное место на экспозиции занимает последипломная серия работ художника, выполненная акварелью и углем. Все картины этого периода наполнены динамикой с элементами трагизма, царившего в конце восьмидесятых. Таковы, например, работы «Белорусский вокзал», «Дворик на Чистых Прудах», «Проезд Серова», «Лучников переулок», «Старосадский переулок». В них чувствуется неустроенность и тревога. Все картины этой серии графичны, художник передает свои чувства через композицию.
Представлена на выставке Владимира Герасимова и современная Москва, которая для автора не город небоскребов, а все та же столица с архитектурой девятнадцатого века, по улицам которой широко шествует прогресс. Так, на помнящих неповоротливые экипажи дорогах, между старенькими особняками и церквушками, стараются протиснуться современные автомобили, а на домах, сменивших более сотни владельцев, выпятив пузо кричат неоновые вывески. Но эти новшества не приживаются на картинах Владимира, которыми он словно говорит, что современная жизнь сегодня происходит все в той же старой Москве. И очарование старой столицы будет витать в воздухе до тех пор, пока в городе будут стоять хотя бы один дворик и церквушка прошлых столетий.
Юлия Чмеленко
.
Творчество Владимира Герасимова: от света к цвету
Чмеленко Юлия (Ассоциация искусствоведов. Общероссийская общественная организация. )
Живопись мастера всегда отличает изюминка, цепляющая взгляд и душу зрителя. Во многом передать содержание картины, наполнив его жизнью, художнику помогает умелое сочетание света и цвета. Большое место колорит занимает в творчестве московского живописца Владимира Герасимова. Посредством тщательно подобранных свето-теневых и цветовых сочетаний автор передает зрителю свои чувства и раскрывает замысел картины.
Большое внимание в своем творчестве Владимир уделяет закону красочного контраста. Мастер всегда ищет новые противопоставления дополнительных цветов в тени и в свету. В картинах художника, тона сохраняют свою силу, но приобретают новую интенсивность, блеск, взаимно будоража один другого.
Цветовой ключ картины Владимира всегда неразрывно связан с ее эмоциональным строем, поэтому так многообразна цветовая гармония его картин. Художник то создает нежные перламутровые цветосочетания, как в картине «Полет» («Птицы-2»), то погружается в таинственные сочетания синего и лиловых цветов, как в картине «Вспоминая будущее», то наполняет картину мощными аккордами горячего цвета, как в картине «Вера, надежда, любовь», то решает ее в сдержанной сине-серо-охристой гамме, как в картине «Монолог».
Именно на контрасте теплых и холодных тонов построена работа Владимира «Георгий Победоносец». Герой выполнен в теплых тонах, которые физиологически сильнее возбуждают глаз, чем холодные, поэтому Георгий словно выступает вперед и кажется ближе зрителю.
Важно подчеркнуть, что каждый тон в картинах Владимира связан с окружением, в зависимости от него становится холоднее, светлее или темнее; соседние тона могут его поддерживать или ослаблять. Так, крыша дома в работе «Каждый пред Богом наг» кажется совершенно иной на свету и в тени.
Живописец стремится увидеть сразу все тона своей картины, чтобы определить их взаимоотношения, притом в двоякном смысле. С одной стороны, он наблюдает с особенным вниманием тона, кажущиеся одинаковыми или родственными по степени своей светлости (например, тон белого тела девушки в картине «Сон» или белого облака в картине «Белая лошадь в городе»). Помимо валер, большое внимание Владимир уделяет отношению красок между собой по степени их теплоты или холодности. На этих ступенях и отношениях строятся поиски общей тональности, господствующей во всей картине автора «Голубая мгла». В этой работе в холодной гамме, мягких перетекающих объемах ощущается спокойствие и неторопливость развития форм.
Владимир Герасимов обладает прекрасным чувством тонального колорита. В его работах прослеживаются все изменения, которые происходят с красками под влиянием света, воздуха, рефлексов, объединения с другими красками. Так, в работах художника одна и та же локальная краска приобретает совершенно различный тон в тени и на свету. Таковы работы «Чайка», «Георгий Победоносец».
В работах Владимира Герасимова цветовая гамма прекрасно передает настроение картины. Мастер предпочитает тонкое развитие композиции в приглушенной гамме, которое приводит к длительному рассматриванию, больше обогащает чувства и мысли.
Однако главную роль в работах художника всегда играет свет. Именно в свете предстает перед зрителем Георгий Победоносец, конь на полотне &"Полнолуние&" и ангелы работы &"Вера, надежда, любовь&". Но если в работе с Георием мы видим рождение образа из света, то в картине &"Вера, Надежда, Любовь&" сильный контраст теплых и холодных цветов передает суть работы. Светом художник передает и остроту ощущения в работе, используя острые сочетания форм и сильное цветовое напряжение. Таковы работы мастера &"Плененая Вселенная&", &"Абстракция 7&", &"Абстракция 16».
Таким образом, посредством игры света и цвета автор раскрывает суть картины. Художник любит драматические сопоставления голубоватых, охравых и лиловых цветов. При этом, колористического целого художник добивается не локальным цветом, не живописной цветотенью, а соотношениями цветовых пятен. Колорит - одно из важнейших средств эмоциональной выразительности в работах Владимира Герасимова, напрямую связанный с творческой индивидуальностью мастера. Так, в каждом произведении Владимира образуется неповторимое и сложное взаимодействие красок, согласованное по законам гармонии, дополнения или же контраста цветов.
В работах Владимира каждая краска имеет свой цвет. Краски отличаются по степени насыщенности светом: они могут быть светлыми или темными, например, светло-синими и темно-синими. Они могут иметь различную интенсивность, быть яркими или сдержанными. В зависимости от тех задач, которые решает в работе мастер, его колорит бывает ярким и светлым или же, наоборот, приглушенным, сумрачным. В любом случае самобытный и многообразный колорит Владимира Герасимова всегда отличают благородство и строгость цветовых сочетаний, на которых и основана гармоничная структура его полотен.
Городской (архитектурный) пейзаж
в искусстве В. В. Герасимова.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Москва, которой посвятил свое творчество В. В. Герасимов, стоит на границе двух миров. Здесь витает дух славян, древних угро-финнов, германцев, итальянцев, а также яркая витиеватость востока.
Владимир Викторович Герасимов родился и учился в этом городе. Он талантлив и поэтому стал отличным графиком и живописцем. Его основными работами, которые мы будем освещать в этом издании, являются городские архитектурные пейзажи, особенно в исторической Москве и ее окрестностях, которые он запечатлел в живописи и рисунках. Это изображения города, в котором жила и живет семья, в котором он учился и стал художником …
Любители изобразительного искусства, посещающие выставки и рассматривающие альбомы, на сей раз увидят, как Герасимов влюбленными поэтическими глазами художника запечатлел очень эклектичную, как заметил еще А. С. Пушкин, архитектуру города – столицы нашей страны. В широкой обобщенной манере рисунка и живописного письма, свойственного художнику, зритель выставки и листающий альбом, увидит шедевры городской архитектуры нашего города.
Так как он родился и живет в Москве, очень любит свой город, то и создал немыслимое количество рисунков и, не менее того, живописных полотен (представленных на выставках и в иллюстрациях альбома), которые во многом помогут узнать и полюбить этот город.
Каждое поколение художников, снова и снова, открывают для себя неповторимую красоту Москвы. Она стала значимым источником вдохновения и для Герасимова. Он открывает нам новую Москву – его город. Он увидел Москву как «вечный город», и не был в этом банален; увидел старую и новую Москву. Не пятна цвета или пространственные планы, а город в целом, его архитектуру, многие подробности, прошедшие эпохи, новые архитектурные пейзажи, все вместе и по отдельности.
Художник является одним из многих, кто делает свою работу не только ради славы, и даже не только ради заработка, хотя он ему, как и всем нам, нужен, чтобы кормить семью, а ради искусства и сохранения в истории облика родного города - того что он видит и любит.
Как хорошо, что такие мастера как Владимир Викторович Герасимов, который, запечатлел множество архитектурных пейзажей Москвы, помогают нам приобщиться к этой красоте, увидеть точное воспроизведение, достоверную информацию и предложение к размышлениям о роли изобразительного искусства в истории.
Это рисунки и живописные полотна, которые очень интересны для всех последующих поколений и для наших современников. Они помогают увидеть старый город и его, исчезающие с каждым годом, архитектурные пейзажи. Среди причин, которые приносят нам эту радость, то, что художники, которые живут в наше время, работают, чтобы сохранить старые виды городов, для любителей искусства и для истории. И мы, разглядывая эти рисунки и полотна, испытываем глубочайшую благодарность и уважение к работе художника.
Все, что вы увидите на выставках и иллюстрациях в альбоме, художник делал, чаще всего, с любовью и вниманием к городу. Много в рисунках, но более всего в живописных полотнах, художник, чтобы его взгляды были более красочные, использует цвета, наиболее эффективные и наиболее убедительные, считая необходимым в городской пейзаж ввести свет и цвет, которые оживляют этот пейзаж. Таким образом, эти изображения изначально определяют ожидание от видов города каждого незнакомца в нем.
&"Кто не видит Дрезден, ничего не видел красивого &"- Винкельман писал в августе 1749 года. Вслед за ним, я могу тоже сказать о Москве. И это, правда, что и сегодня, кто любит Москву, часто узнает многое об этом городе по рисункам и полотнам Герасимова. Кажется, что все или не меняется, или меняется очень медленно, в долгосрочной перспективе. Как хорошо, что у нас есть художник, который запечатлевает исчезающие архитектурные пейзажи Москвы.
Рисунки и полотна Владимира Викторовича, архитектурные пейзажи, в сущности, длительный процесс ведуты (топографически точный городской пейзаж) Москвы. Она вполне отвечала всем требованиям, предъявлявшимся в старину и наше время к ведуте и к пейзажу, а поэтому в настоящее время является, практически, пособием для изучения реалистической графики и живописи XX и XXI века. Её художественные достоинства неоспоримы.
Я сказал «реалистической», и остановил сам себя. Всмотревшись в некоторые рисунки и живописные полотна, понял, что это чистый воды сюрреализм. Напомню, что сюрреализм – это сфера подсознания, проявляющая себя в грезах, в сновидениях, галлюцинациях, сфера спонтанного форморождения. Все это свойственно некоторым произведениям Герасимова.
Графические листы и живописные полотна Герасимова конкретны и объективны, отличаются добросовестностью и правдивостью выполнения. Во многих случаях они являются не только единственным свидетельством о памятниках старины, которые вскоре оказались жертвами бурного развития городов, но также и красноречивым доказательством красоты Москвы, перед многочисленными перестройками, вследствие которых были бесцеремонно уничтожены гармоничные городские комплексы, создававшиеся в течение столетий.
Все это я вполне ощутил, когда в начале века, ходил по улицам Москвы с рисунками художников XIX – XX веков, посвятивших свое искусство нашему великолепному городу.
Не боясь ошибиться, можно сказать, можно утверждать, что видит глаз и воспринимает наш мозг постоянно, сиюминутно образуется из образов. Эти образы отражают историю во времени. Поэтому для нас «поиски утраченного времени», поиски видеоряда прошлого это поиски утраченных образов, но они на самом деле не утрачены, они спят в произведениях изобразительного искусства - в тысячах листах рисунков, эстампов и живописных полотнах.
А теперь представьте себе, что все образы утраченного времени оживают, они оживают, как только Вы начинаете разглядывать произведения художников живших и творивших, когда Вас не было, т. е. столетия до Вашего рождения. Оживают дома и улицы городов. Они наполняются людьми, лица которых светятся от счастья или искажены горем. Оживают пейзажи, которые Вы, как зачарованный, разглядываете и ощущаете даже запах, который ощущал художник того далекого времени.
Вдумчивому наблюдателю трудно найти в духовной жизни людей (исключая религию) фактор, который на протяжении веков играл бы большую роль, чем искусство и изобразительное искусство в наибольшей степени. От каменного века до атомной эры, претерпевая удивительные изменения и метаморфозы, живет оно неразрывно с человеческим духом и мировой культурой. Работы Герасимова в ряду этой парадигмы.
Городской пейзаж, при всей своей обыденности, может быть достаточно ярким. Достаточно посмотреть рисунки и живопись В. В. Герасимова. Реалистичный стиль изображения точно передаёт нам все краски города в зимний и летний день. Тут и голубое небо, и медовые стены церкви, и яркие пятна стен и крыш. Некоторые формы, как видно из снов и ведений автора. Такое разнообразие цветов придаёт, в общем-то, вполне повседневному сюжету оттенок торжественности. Эти пейзажи могут стать впечатляющим подарком, способным надолго сохранить в доме праздничную атмосферу.
Пример городского пейзажа, который уже невозможно увидеть на улицах в наши дни – это старая Москва в рисунках Владимира Викторовича. Для написания городского пейзажа художник выбирал самые разные места, стараясь показать множество лиц города. Иногда для достижения желаемого эффекта выбирались самые немыслимые ракурсы. Хорошее подтверждение тому – произведения, представленные в альбоме или на многочисленных выставках художника. . . . . . . . Склонность художника к симво¬лизму проявилась во многих его работах и ока¬залась не преходящим, а близким его дарованию увлечением. Его символизм проявляется, в некоторых работах, идеей существования за миром реальных вещей, другой, настоящей действительности, смутным отражением которой и является наш мир. Единственным способом достижения истинны, является творческий процесс.
Отвергая уродливые черты нового города, художник, близкий явлениям современности, объединяет себя с ним. Быть может, это можно назвать «гофмановской поэтизацией города». И интерес Владимира Викторовича к нему — не что иное, как любовь. Но любя, он понимает, что у того пейзажа, который он фиксирует, нет будущего: слиш¬ком прочно живут в художнике традиции его предков — патриархальность, покой, тишина, гармония форм и гармония движений. Может быть, потому во многих его произведениях — отте¬нок сентиментальной грусти о навсегда уходя¬щем старом городе, городе его детства.
Многие годы он испол¬нял московские пейзажи, где в огнях дома и фантастическом узоре рядом стоящих деревьев на фоне темного неба чувствуется неясная тревога. Бо¬лее сильно она выразилась в живописных пейзажах. Однообразием старых городских домиков и нарочитой симметрией их огней Герасимов соз¬дал мистическое ощущение надвигающейся силы, математически рассчитанной и железно твердой – это погибнет. Это «нечто», неумолимо вступающее в жизнь, вселяет ужас.
Городские пейзажи Герасимова обычно «пустынны», безлюдны. В русском искусстве эта черта появилась впервые в творчестве художни¬ков «Мира искусства» — Бенуа, Остроумовой-Лебедевой и других. Они, как и Герасимов, любили сам город — его здания, площади, парки, в которых можно ощутить дыхание былых эпох. Увлекаясь обра¬зом «чистого» города, они стремились выразить его как бы собственную внутреннюю жизнь. Та¬кое отношение к городу, пейзажу бытовало в кругу мирискусников.
Такой подход, проявившийся в изображении города, был характерен и для большинства пейзажей Герасимова, но в отличие от мирискусников, его интересовала и душа города, которая без человека или животного отсутствует в произведении, в образе современной Москвы.
Творчество Герасимова чутко и немедленно отозвалось на явления жиз¬ни. С этого времени художник стал часто вво¬дить в пейзаж человеческие фигуры. Они всегда занимают подчиненное по отношению к пейза¬жу положение, но резко усиливают его социаль¬ную сущность.
В одних пейзажах Герасимов продолжал противопоставлять старую Москву новой, показывая неумолимость наше¬ствия последнего как неумолимый ход истории. Он грустит о старой Москве и одновремен¬но — такова уж особенность его таланта — он иро¬низирует над своей грустью.
Так от спокойной констатации московских видов Герасимов пришел к выражению тра¬гизма в образе города. Таким образом, в городских пейзажах наи¬более определенно и отчетливо обнаружилась чрезвычайно важная особенность творчества Герасимова — его современность. Вариации реально¬го пространства всегда оставались единст¬венным принципом восприятия мира - живопис¬ное понимание пространства дано ему от Бога.
Основа его искусства всегда рисунок, задачи которого лишь подчеркивались цветом. Его живописные полотна часто были, в сущности, на мой взгляд, раскрашенный рису¬нок. Композиция, год от года, становится все бо¬лее активной, всегда крепко построенной, нена¬вязчивой и разнообразной. Композиции реша¬ются то противопоставлением вертикальных ли¬ний горизонтальным членениям, то однообразием горизонтально вы¬тянутых форм, то приемом кулис, тонко между собою увязанных. И в каждом случае строгая построенность придает композиции «незамет¬ность» и всегда — действенность.
Таким образом, мне кажется, определяющим во всех рабо¬тах Герасимова было графическое начало. И хотя он, не меньше внимания уделяет живописи (он неимоверно плодовит, не теряя качества), он возвращается к живописи, пользуясь ею для решения различных художественных задач, графичность останется навсегда близкой его таланту.
Многогранная направленность творчества Герасимова, и в первую очередь, городских пей¬зажей, в течение многих годов, не случайна.
Городской пейзаж Владимира Викторовича довольно символичен, и в нем можно увидеть не дома, улицы и людей. В нем отображается отношение к городу и его людям, к происходящему в нем самого художника, его впечатления и эмоции. Рисунками и красками он рассказывает, что чувствует через архитектурные формы, изгибы улиц, светящиеся окна… Пейзаж он выполняет в разных техниках – нет никаких обязательных правил и требований.
Его творчество, в этом жанре, не стоит на месте, развивается, движется и дышит, создавая великолепные произведения искусства, запечатлевая мгновения жизни огромного города!
чувство гармонии, формы, ритма, цвета и желание поделиться своими впечатлениями со зрителем.
Подробное рассмотрение всех работ Герасимова, каждой отдельной работы, размещенных на его выставках, и в настоящем альбоме, в рамках одной короткой вводной статьи – невозможно. . . . . .
Штеренгарц Р. Я. , профессор,
член Ассоциации искусствоведов (АИС),
вице-президент Клуба Любителей графики.
•
------------------------------------------------------------
Юлия Чмеленко (Ассоциация искусствоведов Общероссийская общественная организация)
Творчество Владимира Герасимова: новое о былом и простое о вечном
&"Говорят, что живопись – это поэзия, которую видят, и каждый художник, воспринимает этот мир по-своему. Настоящий мастер в каждую из своих работ закладывает частичку вечности, которую ему удалось ухватить в стремительно несущемся потоке нашего времени.
Прекрасным художником современности по праву можно назвать Владимира Викторовича Герасимова. Художник родился в 1953 году в Москве. В этом городе произошло становление художника как настоящего мастера живописи, и именно он представлен на большинстве картин автора. Владимир Викторович закончил художественно-графический факультет Московского педагогического института и на протяжении многих лет работал преподавателем живописи и рисунка в одном из московских университетов. Сегодня художник также руководит изостудией и много времени посвящает занятиям с детьми. Являясь членом Творческого Союза Художников России с 1991года, художник участвовал во многих выставках. В частности, Владимир выставлялся в залах Манежа и на Малой Грузинской 28.
Значительное место в творчестве мастера занимает символизм, и это совсем не случайно. Основу символизма составляет представление о том, что кроме мира вещей видимых существует еще мир совершенно другой, но именно он и есть мир настоящей реальности, которую наша действительность отражает лишь весьма условно.
Глубоким символизмом наполнена графическая серия городских пейзажей мастера, на создание которой художника вдохновила работа над дипломом «Памятники писателям и поэтам XIX века в Москве». Все работы этой серии полны напряжения и тревоги – именно этими чувствами была пропитана атмосфера города в конце 80-х годов. На полотнах художника прошлое тесно переплелось с современностью, особенно ярко эта мысль воплотилась в работе мастера «Депо Белорусского вокзала». Картина наполнена острой динамикой, напряжение от которой усиливается за счет светотеневого построения композиции. Все картины мастера этого периода строятся на узнаваемости образа без развития формы. Автор умышленно оставляет работы незаконченными, с элементом случайности мазка, создавая тем самым особую эстетику и позволяя дышать образу.
Большой художественный интерес представляет работа Владимира «Вера, надежда, любовь». Художник изобразил в этой картине противостояние живых и духовных сил. Земные образы словно находятся в состоянии горения, подобно пламеню церковной свечи они возносятся к небу, создавая чувственное ощущение напряжения и динамики.
Для многих работ автора характерно свободное композиционное начало, где один образ плавно перетекает в другой. Такова, например, картина мастера «Псков, храм Богоявления (северный ветер)». Как остроумно подмечает художник, соборы в этом старинном городе появляются как грибы – всегда внезапно и неожиданно. Центральное место в композиции картины занимает древнерусский храм, кладка его стены частично обвалилась и из красного образовавшегося проема появляется ангел, он словно происходит из бреши каменного отверстия, на глазах у зрителя обретая форму и естество. Таким образом, автор словно говорит, что видимым бестелесное может быть только в воображении.
Символизмом наполнена и работа художника «Вспоминая будущее». В своей картине Владимир словно открывает перед зрителем временной портал, отсылая его в старую Москву, где все узнаваемо и знакомо. Эту картину в полной мере можно трактовать как попытку автора в старой архитектуре увидеть жителей как фрагменты, проскальзывающие во времени.
Словно из света рождается другой герой художника – Георгий Победоносец. Образ персонажа не объективирован, в картине свет преобладает над формой, которая рассыпается, приближаясь к главному символу России. Георгий в работе мастера – это образ воинствующего неба, утверждающего духовность, заложенную в основе мироздания.
Нередко в своих работах автор обращается и к абстракционизму. Здесь художник использует исключительно формальные элементы для отображения реальности, где имитация или точное отображение действительности не являются самоцелью. В основе творчества мастера лежит стремление к гармонизации, создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, вызывающих у зрителя разнообразные ассоциации. Абстракция Герасимова – это лирическая абстракция, в которой композиция организуется из свободно текущих форм.
Художник обращается к абстракции в серии работ, посвященных идее необъятного и в тоже время все поглощающего космоса. В своих картинах мастер пытается проследить влияние среды на организацию формы и понять, как работать с беспредметным. Композиция автора здесь строится на энергетике контрастов, предающих дополнительную динамику образам. Посредством этого Владимиру удается передать столкновение напряжения и покоя, а также взаимосвязь элементов в плоскости и пространстве.
Для некоторых картин художника также характерен лучизм. Здесь основа композиции мастера строится на смещении цветовых спектров и светопередачи. Для творчества Владимира Герасимова характерна идея возникновения форм из пересечения отраженных лучей различных предметов, так зрителем в действительности воспринимается не сам предмет, а сумма лучей, идущих от источника света и отраженных от предмета.
Все работы мастера очень насыщены эмоционально, художник с особым трепетом относится к цветовым соотношениям, часто использует прием наслоения теплых тонов на холодные. Безусловно, картины Владимира Герасимова очень динамичны, художнику всегда мастерски удается передать единство образов, придав им особое напряжение и ритм.
Для творчества автора конца 80-х – начала 90-х годов очень характерен символизм, и высокая степень обобщенности. Художник экспериментирует с формой и цветом, снимая объем и добиваясь уплощения образов. Все работы мастера – это попытка отойти от реального объекта к более идеальному, воображаемому образу. Владимир Герасимов всегда стремится к глубокому познанию сущности бытия, изображая на своих полотнах лишь то, что он чувствует. &"
https: //artcontract. ru/profile/view?id=47102
https: //artnow. ru/ru/artists/3/16. html
http: //www. tcxp. ru/catalog/zhivopis/gerasimov-vladimir-viktorovich
http: //artanum. ru/est/db/invention. php?id=22
|