Талант, отданный Баку
               
               
    Логин или емайл:   Пароль:   
Войти с помощью:
 Запомнить меня на сайте: 
       
Продажа картин, покупка картин, галереи картин русских художников.
Работы в жанрах пейзаж, портрет, натюрморт, абстракция, ню.
Живопись, графика, рисунок, скульптура и др.
   
 Поиск по фамилии:     
 Подписка:  
               

Случайная работа

 Медное озеро
Меркушев Виктор
"Медное озеро"

Активность на сайте

Сейчас на сайте:
888 человек
Художники online:
Artgallery
Временно забаненные:
сейчас нет на сайте

Рейтинг АртонлайнРу

mindraw.web.ru
Научно-художественный Проект
vgarde.ru
Сайт художника Владимира Гарде V.GARdE
artepuro.es
ArtePuro.es
kashina.ru
Гостиная Изящных Искусств Евгении Кашиной
yar-slav.com
Творчество Я. Цико на официальном сайте художника

Опросы

Разрешить оставлять комментарии не зарегистрированным пользователям?
Да, всем
На усмотрение автора работ
Запретить
Затрудняюсь ответить
Голосовать и увидеть результаты:
Голосовать и увидеть результаты:

Наши партнеры

По любым вопросам сотрудничества обращайтесь, используя форму обратной связи.


Статьи об искусстве

Талант, отданный Баку


"Главный признак таланта-
это когда человек знает,
чего он хочет"
Петр Капица

 Яркий след, который оставил после себя Гославский обязывает меня чуть развернуто отметить его жизнь и творчество, особенно в связи с нашим Баку. О детстве Юзефа мало документов, но и скупые сведения о мастере или, как его называли вполне заслуженно, "Кавказским Растрелли", очень дороги для бакинцев. Этот человек так много сделал для Баку, что его деятельность впору сравнивать с работой проектного института. Как нельзя, кстати, слова Хорхе Луиса Борхеса, которые я всегда соотношу с творчеством Гославского: "Вечность есть образ, созданный из времени". Он, Гославский, и создавал образ своего времени в своих, я надеюсь, вечных творениях.
Юзеф (или Иосиф, как он подписывал некоторые документы позже) Викентьевич Гославский родился в 1865 году в Варшавской губернии, в семье потомственных польских дворян. После окончания в 1890 г. Петербургского института гражданских инженеров имени Николая I его приняли на работу в Строительный Технический Комитет Министерства Внутренних Дел. А теперь представьте себе конец 19 века и молодого худощавого человека, без связей и родственников, имеющих влияние в Сенате или близких ко двору его Императорского Величества, к тому же некоренной национальности, а пришлый шляхтич. То пренебрежение, то великорусское "Я" не могло не касаться и Юзефа, несмотря на его дворянское происхождение. Он это чувствовал всегда, и может отсюда его отличные оценки и огромное желание самоутвердиться, и доказать всем сокурсникам, а "сынкам" особенно, что может создать человек, если любит дело, которым занимается. Его замечают, и в ежегодных рапортах в отдел образования Сената постоянно подчеркивается трудолюбие и талант студента Юзефа Гославского.
1890 год для Юзефа Гославского оказался судьбоносным. Попасть по распределению, как принято сейчас говорить, в одно из самых престижных министерств Российской империи, а таковым являлся МИД, уже сам по себе факт значительный для молодого человека. Год работы в МИДе доказал всем окружающим, и прежде всего, начальству, что молодой сотрудник, а ему только исполнилось 26 лет способен решать ответственные задачи государственного значения.
1891 год. Гославского командируют в Баку как специалиста по надзору за ходом строительства Собора Александра Невского. Проект исполнил звезда российской архитектуры - академик Р.Р.Марфельд.
Гославский, будучи главным производителем работ, или как привыкли мы сокращать с времен советских, является "прорабом", притом главным, на стройке собора, по рекомендации своего учителя - Р.Р.Марфельда. Не буду вдаваться в тонкости проекта собора Александра Невского, так как это тема отдельная и серьезная, скажу одно: проект собора на стадии разработки, изготовления рабочих чертежей, расчета стоимости всех материалов, подсчитанных скрупулезно, до копейки, находился под личным надзором императора Александра 3. Личное кураторство императора говорит о многом, а самое главное о значении, которое придавалось столь грандиозному проекту. Два города могли похвастать аналогичными соборами - это Санкт-Петербург и Москва. Для того времени в Казани, а это один из крупнейших и важнейших городов Российской Империи, похожий собор уступал по величине и красоте собору, задуманного для Баку.
1892 год. Юзефа Гославского назначают высочайшим повелением на должность главного архитектора города Баку. Ну, что же, часы были пущены в ход, часы величественных построек мастера архитектуры Юзефа Гославского. Один за другим Гославский выдает феерические проекты зданий. Он торопится, как будто чувствует, что ему отпущен Богом малый срок и он должен, обязан воплотить большую часть задуманных проектов.
"Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь" - сказал апостол Иоанн в своем соборном послании. А Гославский любил беззаветно свою работу, и свидетельство этому скупые строки , написанные угловатым почерком секретаря градоначальника, а самое главное даты и часы. Частенько за полночь можно было видеть выходящего из временных ворот уставшего, тяжело шагающего худого человека в мундире гражданских инженеров. Это был Гославский, курирующий в 1904 году окончание работ по строительству Городской Думы. Теперь это здание неизменно вызывает восхищение всех людей, повидавших в своих странствиях почти все столицы мира. Я проводил своего рода опыт: подводил своих гостей со стороны "Тек Гала гапасы", что за станцией метро "Ичеришехер", б. "Баксовет", и за разговором о том, о сем выводил их на главную перспективу улицы "Истиглалийят". Сразу мои гости получали шок от вида красавца - здания Думы. Несколько минут молчания, а потом град вопросов и среди них главный: "Кто автор этого чуда?". Тут и начиналась моя сага о творце, об Иосифе Гославском, о поляке, которого все бакинцы считают самым коренным бакинцем. Человек, который подарил нам возможность гордиться его трудом.
Всего семь лет: с 1893 по 1900 годы, а задумано и построено 12 объектов, 12 фундаментальных зданий, которыми могут гордиться крупнейшие города и столицы мира. Не считая собора Александра Невского, завершенного в 1898 г. и взорванного с установлением в Азербайджане власти большевиков в 30-е годы прошлого века. Тема отдельного разговора как уничтожали этот красавец собор. Он долго сопротивлялся. Капитально построенное здание почти год в одиночку сражалось с варварами нового порядка. Но не устоял собор, и растащили его камни на другие здания, золото куполов переплавили, и оно осело в подвалах ЧК, у колоколов вырвали с хохотом языки, а по иконам топали обмотки большевиков.
Если бы знал Марфельд и Гославский в веке девятнадцатом, какая судьба уготована их детищу, то руки их повисли вдоль тела, и не было бы полета мысли, убитой в веке двадцатом. В этом случае, как говорил Оскар Уайльд: "Трудно избежать будущего", что и произошло с собором.
 Нижеприведенный список наглядно демонстрирует, какие здания построил Иосиф (Юзеф) Викентьевич Гославский в Баку:
- Трехэтажный жилой дом Меликова на ул. Воронцовской (ныне Сафарли, 19), 1895-97 гг.;
- Дворец Тагиева на ул. Горчаковской (ныне Тагиева, 4), 1893-1902 гг.;
- Трехэтажный жилой дом на ул. Николаевской (ныне Истиглалият, 5), 1894-95 гг.;
- Трехэтажный жилой дом на ул. Николаевской (ныне Истиглалият, 7), 1893-95 гг.;
- Двухэтажный жилой дом Тагиева на ул. Почтовой (ныне Тагизаде, 70), 1893-95 гг.;
- Вилла Тагиева в селе Мардакяны на Апшероне, 1893-95гг.;
- Текстильная фабрика Тагиева в селении Зых на Апшероне, 1896-99 гг.;
- Здание Бакинского отделения Императорского технического общества на ул. Торговой (ныне Низами), 1898-99 гг.;
- Здание Бакинского технического училища на ул. Станиславского (ныне Азадлыг, 20), 1898-99 гг.;
- Здание женской Мусульманской школы на ул. Николаевской (ныне Истиглалият, 8), 1898-1901 гг.;
- Здание театра Тагиева на ул. Меркурьевской (ныне пр. Азербайджана, 8), 1899-1900-1904 гг., совместно с Павлом Когновицким.
- Здание бакинской городской Думы на ул. Николаевской (ныне Истиглалият, 4), 1900-1904 гг.;
Гославский, называемый "Кавказским Расстрелли", умер в 1904 году, в возрасте 39 лет, несмотря на все усилия и связи Г.З.Тагиева, очень близко к сердцу принимавшего состояние здоровья и сделавшего все возможное, чтобы спасти талантливого человека. Но туберкулез, или как тогда называли эту болезнь "чахотка", подхваченная И.Гославским еще в годы учения в Санкт - Петербурге, обострилась на фоне фанатичной работы архитектора, сил и времени не жалеющего во имя творчества. Его жизнь потухла как фитиль в жидком озерце того, что было когда-то свечой.










дата публикации: 02.01.2008

Внимание! Перепечатка или другое использование любых материалов, размещенных на нашем сервере, возможна только в случае размещения ссылки на ArtOnline.ru.
Copyright 2005 - 2025 АртонлайнРу
Перепечатка материалов разрешена только при наличии ссылки на сайт artonline.ru



* Обращаем Ваше внимание на то, что вся представленная на сайте информация носит справочный характер, и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса Российской Федерации. Для получения подробной информации, пожалуйста, обращайтесь к администрации сайта, используя "Обратную связь"