"Фарфор частных заводов Петербурга" СПб. С 25.06.2008
               
               
    Логин  или  email:     Пароль:   
Войти с помощью:
 Запомнить меня на сайте: 
       
Продажа картин, покупка картин, галереи картин русских художников.
Работы в жанрах пейзаж, портрет, натюрморт, абстракция, ню.
Живопись, графика, рисунок, скульптура и др.
   
 Поиск по фамилии:     
 Подписка:  
               

Случайная работа

 У березки.
Нестерчук Степан
"У березки."

Активность на сайте

Сейчас на сайте:
345 человек
Художники online:
сейчас нет на сайте
Временно забаненные:
сейчас нет на сайте

Рейтинг Artonline.ru

mindraw.web.ru
Научно-художественный Проект
vgarde.ru
Сайт художника Владимира Гарде V.GARdE
artepuro.es
ArtePuro.es
kashina.ru
Гостиная Изящных Искусств Евгении Кашиной
yar-slav.com
Творчество Я. Цико на официальном сайте художника

Опросы

Разрешить оставлять комментарии не зарегистрированным пользователям?
Да, всем
На усмотрение автора работ
Запретить
Затрудняюсь ответить
Голосовать и увидеть результаты:

Наши партнеры

По любым вопросам сотрудничества обращайтесь, используя форму обратной связи.


25.06.08  "Фарфор частных заводов Петербурга" СПб. С 25.06.2008


25 июня в залах Михайловского (Инженерного) замка Государственного Русского музея открывается выставка «Фарфор частных заводов Петербурга». На экспозиции представлено около 400 произведений, созданных на знаменитых заводах Батенина и братьев Корниловых, из коллекции Русского музея.

Русский музей обладает уникальной коллекцией отечественного фарфора. Особое место в этом собрании занимают произведения двух петербургских фабрик, выделявшихся среди частных фарфоровых производств XIX столетия высоким качеством исполнения, богатством форм и декора. В 1811 году купец Ф.А. Девятов построил на Выборгской стороне фарфоровый завод, который три года спустя был приобретен Ф.С. Батениным. Имя нового владельца, значительно расширившего дело, получило не только предприятие, но и место, где оно располагалось - Батенин переулок (ныне это улица Александра Матросова). А уже в 1818 году предприниматель обзавелся собственным магазином в центре города - на Невском проспекте у Казанского собора.

Батенинский фарфор, возможно, самый узнаваемый среди огромного числа изделий частных заводов. Роскошные золоченые вазы и сервизы с характерными цветочными букетами и гирляндами стали визитной карточкой предприятия, так же как и часто встречающиеся в росписи архитектурные виды Петербурга, как бы подчеркивающие столичное местоположение завода. Но тематическое разнообразие батенинских росписей этим не исчерпывается: здесь и античные сюжеты, и батальные сцены, и портреты  членов царской фамилии.

Батенинский фарфор пользовался широкой популярностью, чему способствовала и относительно невысокая цена на него. Себестоимость изделий снижали разными способами: покрывали поверхность глянцгольдом (жидким дешевым золотом), имитировали трудоемкую технику цировки (рисования агатовым карандашом по золоту) при помощи кисти. Но лучшие образцы батенинского фарфора получили заслуженное признание и у профессионалов - на Первой публичной выставке русских мануфактур 1829 года завод был удостоен Большой золотой медали.

Широкое распространение на раннем этапе работы производства получили чашки формы «большой цилиндр», кружки-бочонки, вазы в форме амфор и кратеров и сервизы тет-а-тет с особыми подносами. А когда после смерти Ф.С. Батенина в 1830 году производство перешло в ведение его наследников и опекунского совета, доминирующим стал стиль «шинуазри». Яркие многоцветные изображения зданий в восточном стиле, фантастических птиц и цветов, фигур «китайцев» на золотом фоне с цировкой «вермикуле» часто встречаются на вазах, чайниках и расширенных сверху и снизу невысоких чашках с вогнутым туловом. Популярность батенинских изделий росла, но пожар 1838 года, уничтоживший все мастерские, положил конец этой яркой странице в истории русского фарфора. Завод закрылся, а все оставшиеся материалы были проданы заводу Корниловых, куда перешли и многие мастера.

Фарфоровый завод Корниловых, во многом ставший продолжателем батенинских традиций, был основан в 1835 году купеческой вдовой М.В. Корниловой в деревне Полюстрово. Предприятие было построено капитально и оснащено по последнему слову техники того времени (в этом плане оно опережало даже Императорский фарфоровый завод). Приглашение лучших мастеров из России и Европы к середине XIX века вывело предприятие в число ведущих.

В середине 1830-х годов начался новый этап развития русского фарфора - эпоха историзма. Эстетика того времени признавала красоту в художественном многообразии. Продукция завода соответствовала вкусам времени, чутко реагировала на модные веяния. Предприятие выпускало изделия, имеющие самые причудливые, порой не отвечающие их назначению очертания, делавшие их не слишком удобными в использовании (это касается, например, сервизов). Их вычурные формы и яркая роспись несут в себе элементы искусства Востока, готики и рококо. Значительное место в производстве занимала и фарфоровая пластика (скульптура по лучшим мейссенским образцам И. Кендлера).

С середины 1840-х годов в продукции завода нашла развитие народная тема: изображение жанровых сцен из жизни городских торговцев и ремесленников (типажные статуэтки и т.п.) В росписи - как ранее у Батенина - часто встречались виды Петербурга, загородных императорских дворцов и парков. В начале 1850-х годов предприятие Корниловых выпустило серию предметов в «русском стиле», а к 1870-80-е тематика декорировки расширилась: появились мотивы древнерусских и византийских орнаментов, сюжеты из русских сказок (например, серия тарелок по рисункам И.Я. Билибина). Также завод изготавливал церковную утварь (иконы, лампады, пасхальные яйца), выпускал кружки, тарелки и сервизы простой формы с пейзажами и жанровыми мотивами.

Хорошее техническое качество создало продукции завода репутацию добротной и недорогой. Произведения завода братьев Корниловых неоднократно удостаивались наград на российских и международных художественно-промышленных выставках и экспортировались за границу (США, Канада, Дания, Франция, Болгария, Иран) а само производство носило почётное звание «Поставщик Императорского Двора» с правом изображения государственного герба.  Однако в 1910-х гг. производство художественной продукции было сокращено: завод переориентировался на выпуск технического фарфора (изоляторов), что приносило бóльший доход. В августе 1917 года завод братьев Корниловых был закрыт, и эпоха частных фарфоровых предприятий в России подошла к концу.


Источник: Пресс-служба мероприятия


Организатор мероприятия: Михайловский (Инженерный) замок. (Филиал Русского музея)

Информация: Если вы имеете собственный сайт, вы можете установить наш  новостной информер

Внимание! Перепечатка или другое использование любых материалов, размещенных на нашем сервере, возможна только в случае размещения ссылки на ArtOnline.ru.

Читать в Яндекс.Ленте  Новости в RSS  RSS-новости на email
Copyright 2005 - 2019 ArtOnline.ru
Перепечатка материалов разрешена только при наличии ссылки на ArtOnline.ru



* Обращаем Ваше внимание на то, что вся представленная на сайте информация носит справочный характер, и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса Российской Федерации. Для получения подробной информации, пожалуйста, обращайтесь к администрации сайта, используя "Обратную связь"